г. Владивосток, ул. Сипягина, 31

+7(902)524-11-97

soyuzkmns@mail.ru

Союз коренных малочисленных
народов Приморского края

Этнографический туризм в Приморском крае как новый тренд в туризме и способ возрождения и сохранения этнокультурного наследия

 

 Автор статьи: Валерий Сушков
руководитель отдела развития этнографического туризма
«Союза коренных малочисленных народов Приморского края»

«Коренные малочисленные народы – это сокровище, которое нужно бережно хранить для будущих поколений. Уникальная культура и самобытный образ жизни складывались веками среди бескрайних просторов рек и дремучей тайги и чудом дошли до нас. Откройте для себя что-то новое и узнайте больше о своей стране и людях, которые ее населяют. Ведь часть культуры страны – это и часть нас самих. И мы не должны забывать об этом».
Валентин Андрейцев,
председатель «Союза коренных малочисленных
народов Приморского края»

Далеко-далеко, там, где отсутствует всякая связь с цивилизацией, живут люди, чьи традиции и обычаи формировались тайгой, передавались из поколения в поколение и остались практически неизменными в современных условиях. Они обитают в своем собственном мире, где господствует гармония с природой. Удэге, тазы, нанайцы (гольды) - коренные малочисленные народы Приморья - не всегда рады случайным гостям. Но добродушные по своей природе, никогда не откажут в помощи и с удовольствием поделятся своими знаниями с теми, кто интересуется их культурой. Что такое кункай и что с ним делать? Как из шкурок и костей животных выложить изящный узор на ткани? Где найти настоящего шамана? Как поймать кету в период путины? Как выйти на тропу Дерсу Узала и найти дикий женьшень? На подобные вопросы можно получить ответы в Общине «Родник» и Центре сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Приморского края «ТЭМУ», что находиться в близи пос. Ольга, Приморского края. Попробуйте местную национальную кухню, послушайте традиционные песни на мелодичном и загадочном языке, приобретите пару необычных вещиц в качестве сувениров и, наконец, выпейте на посошок с улыбчивыми охотниками и рыбаками. Там, где кончается цивилизация, начинается мир невероятных открытий.
Нанайцы (гольды).
Народ тунгусо-маньчжурской языковой группы. Основное самоназвание – «нанай», «нани» («здешний человек»). Старое название нанайцев – гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения в некоторых районах Приморья. В настоящее время нанайцы живут преимущественно в Хабаровском крае. Небольшие группы имеются в Приморье (с. Красный Яр). Выделяется несколько этнических групп – горинская, курурмийская, уссурийская и другие. В середине XIX в. нанайские селения располагались по Амуру вверх от Хабаровска до с. Софийского. Хозяйство нанайцев носило комплексный характер, первостепенное значение имело рыболовство. Примечательно, что в хозяйственном календаре нанайцев пять месяцев носят свои названия по названиям рыб. Более того, нанайцы были непревзойденными знатоками мест обитания и путей миграции рыбы. Охотились на пушных зверей. В рацион также входили различные грибы, ягоды и коренья. Нанайский язык имеет три диалекта (горинский, курурмийский и бикинский) и два наречия. Нанайская письменность была создана на базе латинской графики в 1931 г., а в 1963 г. переведена на русский алфавит. В настоящее время преподавание нанайского языка ведется в нескольких дошкольных учреждениях. Сегодня нанайский народ известен миру благодаря своим знаменитым представителям, среди которых Дерсу Узала (1849-1908 гг.) – охотник, проводник российского ученого и путешественника В.К. Арсеньева в его экспедициях (1902-1907 гг.).

Тазы.
Малая этническая группа народов России, относящаяся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Этноним «тазы» – русифицированный вариант китайского «тадзы», «дацзы». Наиболее близкий ему аналог в русском языке – слово «инородцы».Уже в конце XIX века тазы жили оседло в постоянных жилищах, занимались огородничеством, носили китайскую одежду, занимались рыболовством, охотой, собирательством женьшеня и древесных грибов. Религиозные представления у тазов - сочетание буддизма и китайского культа. Они полагали, что человек обладает 99 поочередно умирающими душами. После переселения в с. Михайловку тазы поселились в обычных деревянных домах. В одежде практически не отличаются от окружающего русского населения. Тазы готовят многие традиционные для Северного Китая блюда: «боудхе» (паровые пирожки с мясной начинкой), «ланцей» (блюдо из мяса и картофеля), пельмени. Язык - тазский диалект северокитайского языка, но обладает большим своеобразием, что связано с его длительной изоляцией от основной массы носителей этих говоров. В 1880-х годах насчитывалось 1050 носителей тазского языка. Однако, по данным переписи 2010 года, он уже не используется, а современные тазы для общения пользуются только русским языком. В Приморском крае, по переписи 1989 г., проживало 203 таза. По данным 2016 года численность тазов составляет 250 человек.

Удэгейцы.
Один из коренных малочисленных народов в Приморском и Хабаровском краях - удэгейцы, которых до конца XIX в. в качестве самостоятельного этноса не выделяли. Их и орочей считали одним народом. Первым, кто обосновал их этническую самостоятельность, был С.Н. Браиловский. Он же первым ввел в употребление и этноним «удихэ», ставший самоназванием народа в 30-х гг. XX в. До этого каждая территориальная группа имела свое самоназвание: хунгарийская – «хунгакэ», бикинская – «бикинка», анюйская – «унинка» и другие. Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве. Подсобное значение имело собирательство, в том числе женьшеневый промысел. Рыболовство играло определяющую роль у живущих на крупных притоках Уссури и Амура. Охотились удэгейцы круглый год: добывали лося, изюбра, кабана и других животных. Язык - удэгейский, который вместе с орочским занимает в южной группе тунгусо-маньчжурских языков промежуточное положение. Все удэгейцы русскоязычны. На родном языке говорит лишь старшее поколение. На 2016 г. насчитывалось 795 человек, указавших национальность «удэгеец», однако большое количество из них живут в городах и поселках и полностью ассимилировались с русскими. Сегодня познакомиться с уникальной культурой и самобытным образом жизни удэгейцев можно, посетив национальные парки «Бикин» (с. Красный Яр) и «Удэгейскую легенду» (с. Рощино).

Благодаря этнографическому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, ознакомиться с народным фольклором, танцами и народными инструментами, научиться играть в народные игры, послушать народную сказку и научиться говорить на редком языке аборигенов, увидеть местных жителей в национальной одежде, принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни, принять участие в рыбалке и охоте с коренным населением и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта от мастеров народных помыслов. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры, традициях и обычаях этносов.
На территории Приморского края проживает 3 коренных малочисленных народа численностью чуть около 1500 человек – это нанайцы (гольды), тазы и удэгейцы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, культуру, искусство, традиции, язык, промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Под данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками и туристами по всему миру и России. Также отмечается изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60.7% по въезду к 39.3% по выезду. Доля рынка внутреннего и въездного туризма на Дальнем Востоке растет с каждым годом с внушительными показателями.
Под влиянием экономических и социальных факторов в последнее время в обществе изменилась парадигма общественного сознания: духовные ценности одерживают вверх над материальными. Сегодня путешественник и турист более ориентирован на познание действительности, получения впечатлений, наслаждение жизнью, чем на потребление материальных благ. В данном контексте изменились роль и место туризма в структуре потребностей общества. Из привилегии избранных он превращается в привилегию большинства. На смену пассивного отдыха по формуле «трех S» (Sea/Море – Sun/Солнце – Sand/Песок) приходит отдых по формуле «трех L» (Lore/Национальные традиции – Landscape/Пейзаж – Leisure/Досуг). Эти изменения говорят о новом социальном феномене в туризме - этнографический туризм.
Приморский край обладает уникальными этнографическим наследием - историко-культурными ресурсами и сохранившимися традициями, самобытной культурой коренного малочисленного народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития этнографического туризма на международном и региональном рынках. Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия коренного малочисленного народа позволяет краю гармонично интегрироваться в международный и региональный туристический рынок и сформировать новый тренд - этнографический туризм, который обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в региональный бюджет.
«Союз коренных малочисленных народов Приморского края» создал отдел развития этнографического туризма. Впереди предстоит интересная исследовательская, проектная и трудоемкая работа в развитии и продвижении этнографического туризма, в создании интересных и уникальных этно-маршрутов по Приморскому краю.
В конце сентября 2019 г. состоялась первая этнографическая экспедиция в Ольгинский район, Приморского края, с целью исследования этнографо-туристского потенциала и формирования интересных этнографических маршрутов, а travel-экспертом в этом уникальном путешествии выступил Валерий Сушков, работающий в туристской отрасли более 27 лет.
В нескольких километрах от пос. Ольга расположился этнографический туристский комплекс «ТЭМУ», который находится под управлением Общины «Родник» и Центра сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Приморского края «ТЭМУ». «ТЭМУ» – это музей под открытым небом и по совместительству штаб-квартира «Союза коренных малочисленных народов Приморского края», где уже действуют 5 летних домиков для туристов 15-20 чел., а также гостевой круглогодичный дом «Женьшень», который может вместить до 6 чел. Есть небольшая столовая, где можно приготовить еду из таежной дичи и дикоросов. На территории работает баня, есть прекрасная возможность порыбачить в низовьях бассейна р. Аввакумовка, искупаться на песчаном пляже и позагорать на настоящих шезлонгах, насладиться фантастическими пейзажами Уссурийской тайги и собрать дикоросы, которые растут прямо под ногами, на территории даже есть небольшая плантация Дальневосточного женьшеня и источник с уникальной лечебно-оздоровительной водой.
В ходе экспедиции посетили краеведческий музей в пос. Ольга, где готовы предоставить туристам увлекательную экскурсионную этнографическую программу Ольгинского района. Посетили дом культуры в пос. Ольга, где готовы предоставить свои услуги фольклорные коллективы песни и танца, а также мастера народных промыслов с проведением мастер-классов. В рамках недавно прошедшего национального праздника «Сагди Дава» («Большая рыба»), который приурочен к началу путины кеты, посетили рыбалку для членов Общины «Родник», а также небольшой цех по переработке красной рыбы и икры. Встретились с одним из потомственных гольдов, которых осталось чуть менее 40 в Приморском крае и поговорили о том, как можно взаимодействовать для сохранения этого уникального этноса. Посетили край земли – маяк Балюзек, который установлен на самой высокой точке мыса Балюзек еще в далеких 1935-38 гг., с которого открываются фантастические морские пейзажи. Приняли участие в сборах дикоросов уссурийской тайги: таежный и морской шиповник, барбарис, амурский бархат, иван-чай, лимонник, амурский виноград. Посетили многие культурные и историко-археологические достопримечательности Ольгинского района. Сформировали туристический реестр объектов посещения и приступили к созданию уникальных этнографических туров, которые будут работать на базе действующего этнографического туристского комплекса «ТЭМУ» по принципу travel-конструктора, начиная от 2-х дневных и заканчивая 2-3 недельным пребыванием с глубоким погружением в культуру, традиции и обычаи малочисленного народа Приморского края.
В ближайших планах отдела развития этнографического туризма «Союза коренных малочисленных народов Приморского края» - это создание первого этнографического путеводителя по Приморскому краю, создание этнографической туристской карты Приморского края, создание уникальных этно-туров с выдачей специальных сертификатов за каждый этно-тур: «Посвящение в шаманы» от потомственной шаманки, «Рыбалка с удэгейцем», «Охота с удэгейцем», «На край земли», «По тропам Дерсу Узала в поисках дикого женьшеня» в сопровождении коренных народностей, «Дикоросы Уссурийской тайги», «Удэгейская сказка», «Удэгейская кухня» с мастер-классом по изготовлению удэгейских пельменей и многие другие туры.
Благодарю за доверие возглавить отдел этнографического туризма, за гостеприимство и прекрасную организацию первой этнографической travel-экспедиции председателя «Союза коренных малочисленных народов Приморского края» - Валентина Андрейцева.
Приглашаем всех желающих отправиться в увлекательное этнографическое путешествие от «Союза коренных малочисленных народов Приморского края»!
Тел. руководителя отдела этнографического туризма «Союза коренных малочисленных народов Приморского края» Валерий Сушкова: +7-950-805-22-11, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Объявления

Thumbnail Персональная выставка Ивана Дункая «Песнь удэге» откроется 8 февраля в 17 часов в залах Приморского отделения Союза художников России. Выставка приурочена к юбилею Ивана Ивановича.23 февраля 2022...

Мы в соц. сетях